Присутствие эмоционального однообразия - суть обыденности

Присутствие эмоционального однообразия - норма жизни
В родительских чаяниях будущее ребенка представляется нам более интересным, насыщенным и разнообразным, чем наша собственная жизнь.

Благие намерения "устроить" ребенка в жизнь, в корне отличающуюся по колоритности от нашего бытия, наносит непоправимый ущерб всем нашим родительским усилиям.

Очень прискорбно, но нашей с вами семейной педагогикой игнорируется проблема подготовки ребенка к "обыденности". Или, другими словами, подготовки детей к вольготной адаптации, при явном присутствии эмоционального однообразия, серых будней бытия.

Что уж говорить, в сознании крепко сидит убежденность, что серые будни это - удел ограниченных людей. Но наш ребенок не видится нам таковым.

А собственное ощущение, что и мы пребываем в этой среде обитания, относится нами к разряду временности. И - к полному отрицанию естественности этой среды. Болезненное отторжение факта обыденности жизни, как признака собственной ущербности, не позволяет нам спокойно рассмотреть основную суть так нежеланного для нас явления. В общем-то, она предельно проста.



Обыденность

Суть обыденности – это присутствие эмоционального однообразия, эмоциональной однотипности обычных дней, сменяющих друг друга.

Эмоции каждодневности имеют очень незначительную амплитуду колебания. При этом, натура наша устроена так, что беспрестанно требует эмоциональных перепадов, особенно нуждаясь в координате подъема. Вот почему, расхожее выражение, - "душа просит праздника", для нас понятно, при своей незатейливости.

На заре взрослой жизни большим естественным подспорьем, в плане эмоционального разнообразия существования, выступает эффект неизведанного.

Первая любовь, брак, работа, одним словом, все — первое, доселе неизведанное.

Но, рано или поздно, данный естественный стимулятор эмоционального разнообразия исчерпывает себя. Хотя, при этом, жизнь далеко не заканчивается.

И здесь многие сталкиваются с явлением, которое в психологии называется "эмоциональным выгоранием". И - с периодом жизни, который в поэзии определяется временем познания "призрачности счастья". А жизненный путь, при этом, бывает пройден, максимум, на половину.


Жизнь, как песня

Рассмотрим следующую метафору. Человек, в своем соприкосновении с окружающей действительностью, напоминает песню.

Отражение реальности в наших органах чувств можно сравнить со словами песни. А эмоциональную окраску нашего восприятия - с мелодией.

Мелодия в песне придает глупым словам - задор, бессмысленным – идею, а простым – грусть и романтический смысл.

Одним словом, качество песни в большей степени определяет музыкальное сопровождение, мелодия здесь главенствует. Точно так же, взаимоотношения человека с реальностью определяются фоном эмоционального сопровождения.

И все вроде бы у нас идет своим чередом, а позитивный эмоциональный ракурс исчезает. Это - начало старта иного эмоционального фона, в лучшем случае нейтрального, в худшем – негативного.

В подобные минуты мы обращаемся к собственному рассудку. Но наш разум, напоминая компьютер, выдаст вам (пользователю) очень простые реалистичные ответы, типа – устал, кризис, безденежье и т. п.

Не найдя ответов в реальности, он обвинит нас, - какой - то я не такой, дурью маюсь.

Тем самым, мы еще больше запутываем себя, шаг за шагом приближаясь к ноогенному неврозу (во истину – горе от ума).


Социогенные стимуляторы


Проблема не в том, что мы доверяем своему рассудку, а в том, что мы не учитываем сложную "игру" нашего загадочного эмоционального мира.

Мы затрачиваем много усилий, изобретая способы, как создать себе эмоциональный комфорт. При этом, как правило, используем внешние средства, то есть, факторы объективной реальности.

Факторов, стимулирующих позитивное эмоциональное сопровождение нашего бытия, в жизни не так уж много. Они тесно переплетены между собой, но, по доминирующему источнику, можно выделить следующие.

Самые простые из них, физиогенные – алкоголь и секс. Они сопровождают жизнь многих людей естественным образом. Если, конечно, не злоупотреблять и не превратить их в аутодеструктивные факторы (подробнее об этом в статье "Эмоциональная уверенность защитит от религиозных авантюристов").

Существуют и безопасные психогенные стимуляторы – различные хобби, спорт, охота, рыбалка и т. д. Они также имеют место быть в нашей жизни. Но этого — мало.

Самыми сильными и очень необходимыми стимуляторами в нашей жизни выступают социогенные стимуляторы.

Они удовлетворяют нашу глубокую потребность в самоактуализации, в которой мы нуждаемся с самого детства и до конца дней своих. Вспомним свою детскую радость от позитивной реакции родителей на сказанную нами слово, шутку, выходку, словом, поведение, обращающее на нас внимание.

Это - наши первые столкновения с социогенными стимуляторами, функционирующими в формате самоактуализации.


Самоидентификация


А теперь давайте вспомним и о том, что мы постепенно, незаметно для себя, как будто бы пресыщаемся этой, так недавно радующей нас, реакцией родителей. Все это становится для нас привычным и обыденным.

С возрастом нас уже не устраивает прямая и откровенная реакция одобрения. В алгоритм самоактуализации включается наше собственное осознание своей значимости, как основное. А общественное признание выступает лишь подтверждением этому, хотя незаметно для нас продолжает оставаться основным критерием.

Нам очень важно ощущать себя "достойными" даже в моменты реальных страданий. И наше "достоинство" определяется, в первую очередь, социальным обоснованием, социальным смыслом происходящего.

Как только в нашем собственном восприятии меркнет детерминанта социальной признанности происходящего, тают и очертания собственной значимости. В такие моменты временно, но ощутимо утрачиваются имеющиеся у нас ориентиры самоидентификации. Наличие которых и держит нас в зоне эмоционального комфорта.

Даже кратковременная утрата ориентиров самоидентификации приводит нас к подавленности и напряженности, что, с полным основанием, можно называть очередным эмоциональным спадом. И такой эмоциональный режим может сопровождать всю жизнь.

Утрата самоидентификации - явление нередкое. Жизнь методично и неоднократно ставит нас перед вопросом, - "кто я такой?". Это связано с тем, что самоидентификация осуществляется в социуме и посредством социума.

И в обыденности, где отсутствуют "неопровержимые зоны" самоутверждения, процесс самоактуализации каждого осуществляется и через подавления, посредством активного непризнания достоинства другого.


Стремление к превосходству


Этот социально-психологический феномен Альфред Адлер представил, как "стремление к превосходству". Наверное, поэтому наше сознание "изобрело" разнообразные профили взаимоотношения с окружением.

Вот как говорит об этом шведский поэт Хьялмар Зодерберг:

"Все мы хотим, чтобы нас любили,

А если нет, то восхищались нами,

А если нет, то ужасались,

А если нет, то ненавидели и презирали нас.

Мы стремимся разбудить чувства в душе ближнего, неважно какие.

Душа содрогается перед пустотой.

И жаждет соприкосновения любой ценой".


Мы перманентно зависим от своих эмоциональных спадов. Они испытываются нами в значительно большей остроте, нежели наши эмоциональные подъемы. Поэтому "несчастье" имеет более четкие очертания в нашем представлении, нежели состояние "счастья". И, сдается мне, что человек живет, не догоняя удовольствия, а убегая от вязкого состояния "неудовольствия".

Как будто бы здесь и кроется основной стимулятор устремленности человеческой натуры. А человеку остается только быть способным выбрать конструктивное для себя направление, в рамках отведенной ему судьбы.

Дело очень непростое, возможно, поэтому мы нередко встречаем вокруг современных "статских советников Мармеладовых". Пусть это - крайнее проявление разделенности бытом и серыми буднями. Но подобные примеры наталкивают на мысль, что все может быть иначе.

При условии, что в детстве будут закладываться верные основы эмоционального восприятия окружающего мира. Проще говоря, если ребенку будет вкладываться мысль, что мир может быть не всегда весел и добр, но если научиться смотреть на него с разных ракурсов, он станет намного приятнее и лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.

Поделитесь с друзьями

'; var pageArea = document.getElementsByName("pageArea"); var blogPager = document.getElementById("blog-pager"); if(postNum 0){ html =''; } if(blogPager){ blogPager.innerHTML = html; } } function showpageCount2(json) { var thisUrl = home_page_url; var htmlMap = new Array(); var isLablePage = thisUrl.indexOf("/search/label/")!=-1; var thisLable = isLablePage ? thisUrl.substr(thisUrl.indexOf("/search/label/")+14,thisUrl.length) : ""; thisLable = thisLable.indexOf("?")!=-1 ? thisLable.substr(0,thisLable.indexOf("?")) : thisLable; var thisNum = 1; var postNum=1; var itemCount = 0; var fFlag = 0; var eFlag = 0; var html= ''; var upPageHtml =''; var downPageHtml =''; var labelHtml = ''; var thisUrl = home_page_url; for(var i=0, post; post = json.feed.entry[i]; i++) { var timestamp1 = post.published.$t.substring(0,19)+post.published.$t.substring(23,29); timestamp = encodeURIComponent(timestamp1); var title = post.title.$t; if(title!=''){ if(itemCount==0 || (itemCount % pageCount ==(pageCount-1))){ if(thisUrl.indexOf(timestamp)!=-1 ){ thisNum = postNum; } if(title!='') postNum++; htmlMap[htmlMap.length] = '/search/label/'+thisLable+'?updated-max='+timestamp+'&max-results='+pageCount; } } itemCount++; } for(var p =0;p=(thisNum-displayPageNum-1) && p'; }else{ upPageHtml = ''+ upPageWord +''; } fFlag++; } if(p==(thisNum-1)){ html += ''+thisNum+''; }else{ if(p==0){ html = labelHtml+'1'; }else{ html += ''+ (p+1) +''; } } if(eFlag ==0 && p == thisNum){ downPageHtml = ' '+ downPageWord +''; eFlag++; } } } if(thisNum>1){ if(!isLablePage){ html = ''+upPageHtml+' '+html +' '; }else{ html = ''+upPageHtml+' '+html +' '; } } html = '
Страницы ('+(postNum-1)+')'+html; if(thisNum'; var pageArea = document.getElementsByName("pageArea"); var blogPager = document.getElementById("blog-pager"); if(postNum 0){ html =''; } if(blogPager){ blogPager.innerHTML = html; } }
/n