Послушные дети


Послушные дети нуждаются в особом внимании
Каждый раз, представая перед незнакомой родительской аудиторией, явственно ощущаешь "дух" отторжения. Тем более, если ты являешься приглашенным специалистом, а не работником школы, где учатся их послушные дети. На лицах видишь тактичное согласие выслушать еще раз то, что им и без того известно. То, о чем они не раз уже слышали. То, что вряд ли будет полезным для родительской педагогики. Главное, чтобы "формальное" мероприятие длилось не так долго.

Работники системы образования, как правило, сами родители. И дома, во взаимоотношениях со своими детьми они думают и ведут себя, как родители. Но, оказываясь в качестве выступающего перед другими родителями, они полагают, что должны вещать о чем-то новом и неизвестном. А это "новое" и "неизвестное" очень часто бывает оторвано от здравого смысла, и является непригодным для использования. 

В этой связи часто приходит мысль. На периодически возникающий вопрос: "Что такое педагогика – наука или искусство?" - многие родители ответили бы: "Здравый смысл". А саму постановку вопроса посчитали бы бессмысленной: какая разница, наука педагогика или искусство, главное, чтобы давала результаты.

Истории, конечно, известны попытки реализации "педагогики здравого смысла". В частности, яснополянский опыт Л.Н. Толстого, колония А.С. Макаренко и др. Но это – эксклюзив, это, извините, дар, не поддающийся точному копированию.



Когда удается вывести разговор с родителями в ракурс здравого смысла, на поверхность выступают вопросы, своей остротой объединяющие родительское сознание.

Однажды на родительском собрании кто-то из родителей стал размышлять об "обычных детях". Остальные живо и очень горячо поддержали разговор. В последующем оказалось, что данная проблема интересует подавляющее большинство родителей. И эта тема стала одним из центральных вопросов наших частых встреч с родителями...

Итак, «обычные дети». Как выяснилось на многочисленных встречах в школах в родительском представлении это - целая категория детей. Занялись выяснением характерных особенностей данной категории в понимании родителей. "Послушные", "скромные", "податливые", "непроблемные", "стеснительные", "слышащие", "восприимчивые" и т.п. В конечном итоге пришли к обоюдному мнению, что говорили о "внемлющих" детях. 

Это определение нам показалось более комплиментарным, чем "обычные". Хотя по внешнему проявлению такие дети на самом деле обычные.

Претензии родителей к обделенности таких детей вниманием были более чем обоснованными. Но прежде выяснили, куда, к какой категории относятся в родительском сознании другие дети. 

Не мудрствуя лукаво, определили еще две категории: "непосредственные" и "самонадеянные" дети.

Выводы сопоставляются со своей учительской практикой, где удивительным образом уживаются, как минимум, три педагогики. 

Педагогика педсоветов, педагогика "учительских", и педагогика учительских застолий. Последние две, конечно же, ближе к реальности. И наши выводы о категориях детей в "учительских" и за столом один в один совпадают с выводами родителей.


Осознаю, что с точки зрения критериев науки как-то недостаточно простых житейских наблюдений для таких выводов. Но никто из нас и не претендовал на научность наших резюмирований. Мы просто отразили реальность, сделав, тем самым, наше общение понятным друг для друга.

Конечно, стоило бы в логике разговора вспомнить о двух установках человеческой психики – экстраверсии и интраверсии, введенных К. Г. Юнгом. Или - о понятии "акцентуация характера", введенном К. Леонгардом. И уже, в конце концов, поразмышлять об имеющихся концепциях "типологии индивидуальности". 

Поверьте, неуместно. Если, конечно, не ставить целью показать "себя любимого". Родителям нужен ответ. А получают они его лишь при общении на языке здравого смысла. И я благодарен сложным периодам своей жизни, которые и научили меня этому языку. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.

Поделитесь с друзьями

'; var pageArea = document.getElementsByName("pageArea"); var blogPager = document.getElementById("blog-pager"); if(postNum 0){ html =''; } if(blogPager){ blogPager.innerHTML = html; } } function showpageCount2(json) { var thisUrl = home_page_url; var htmlMap = new Array(); var isLablePage = thisUrl.indexOf("/search/label/")!=-1; var thisLable = isLablePage ? thisUrl.substr(thisUrl.indexOf("/search/label/")+14,thisUrl.length) : ""; thisLable = thisLable.indexOf("?")!=-1 ? thisLable.substr(0,thisLable.indexOf("?")) : thisLable; var thisNum = 1; var postNum=1; var itemCount = 0; var fFlag = 0; var eFlag = 0; var html= ''; var upPageHtml =''; var downPageHtml =''; var labelHtml = ''; var thisUrl = home_page_url; for(var i=0, post; post = json.feed.entry[i]; i++) { var timestamp1 = post.published.$t.substring(0,19)+post.published.$t.substring(23,29); timestamp = encodeURIComponent(timestamp1); var title = post.title.$t; if(title!=''){ if(itemCount==0 || (itemCount % pageCount ==(pageCount-1))){ if(thisUrl.indexOf(timestamp)!=-1 ){ thisNum = postNum; } if(title!='') postNum++; htmlMap[htmlMap.length] = '/search/label/'+thisLable+'?updated-max='+timestamp+'&max-results='+pageCount; } } itemCount++; } for(var p =0;p=(thisNum-displayPageNum-1) && p'; }else{ upPageHtml = ''+ upPageWord +''; } fFlag++; } if(p==(thisNum-1)){ html += ''+thisNum+''; }else{ if(p==0){ html = labelHtml+'1'; }else{ html += ''+ (p+1) +''; } } if(eFlag ==0 && p == thisNum){ downPageHtml = ' '+ downPageWord +''; eFlag++; } } } if(thisNum>1){ if(!isLablePage){ html = ''+upPageHtml+' '+html +' '; }else{ html = ''+upPageHtml+' '+html +' '; } } html = '
Страницы ('+(postNum-1)+')'+html; if(thisNum'; var pageArea = document.getElementsByName("pageArea"); var blogPager = document.getElementById("blog-pager"); if(postNum 0){ html =''; } if(blogPager){ blogPager.innerHTML = html; } }
/n