
- Малую часть, которая сразу обращает на себя внимание, он отнесет, условно выражаясь, в категорию "самонадеянных" детей.
- Далее он обратит внимание на детей, притягивающих своей "непосредственностью".
- И остается большая часть класса, которая состоит из педагогически "обычных" детей.
Первая часть привлечет внимание учителя в ракурсе потенциальной проблемности. Вторая – притягательностью. А третья – просто зарегистрируется во внимании как факт еще одной группы детей.
Но именно последняя группа часто остается для учителя загадкой. В предыдущей статье "Размышления про успешность и неуспешность" я уже затрагивал вопрос, вынесенный в название.
Он затрагивает многих из нас. Но в суете дней некогда особо думать про взаимосвязь успешности с определенным поведением в детстве и т.п. Но вопрос-то остается открытым. Поэтому предлагаю остановиться на время, и поразмышлять о проблемах непроблемных детей.
Он затрагивает многих из нас. Но в суете дней некогда особо думать про взаимосвязь успешности с определенным поведением в детстве и т.п. Но вопрос-то остается открытым. Поэтому предлагаю остановиться на время, и поразмышлять о проблемах непроблемных детей.
Внешне эта часть детей, в принципе, не выступает проблемной. Они не тихие и не забитые. Могут учиться хорошо и не очень, быть подвижными и спокойными. Могут быть спортсменами и активистами, словом, обычными детьми.
Назовем их условно "послушными детьми". Тем более, такая формулировка уже принята в теории "семейной педагогики". Причем, принята она в ракурсе некой озабоченности подобным явлениям детства.
Размышляющие на данную тему уловили, что "послушность" таких детей, - это нечто иное, чем просто дисциплинированность. И, крайне обеспокоились этим фактом, признав указанное явление следствием чрезмерной регламентирующей опеки со стороны родителей.
Родители, в свою очередь, проявляют недоумение, утверждая, что ребенок всегда был таким. И они правы.
Мы совершаем глубокую ошибку, акцентируя свое внимание лишь на поведенческих проявлениях послушности этих детей. Не осознавая, что за социальными проявлениями располагается особая ментальная данность.
И наша педагогическая небрежность к натуре таких малышей определяется как раз этой же ментальностью. Еще бы – они же не проблемные.
Поэтому, можно легко определить их состояние внешними факторами, а не внутренними особенностями.
Уже в этом аспекте их можно смело назвать детьми, обделенными педагогическим вниманием, в том числе, и в семье.
Более того, нам, особенно родителям, часто хочется, чтобы они были чуть-чуть другими. Мы хотим, чтобы они были чуть смелее, чуть решительнее, чуть общительнее, чуть активнее и т.д., но при этом сохраняли бы эту же индивидуальную ментальность. И мало кому приходит мысль, что это невозможно в принципе.
Так как, они живут в своем социально-психологическом режиме, который диктуется содержанием внутреннего мира и по-другому просто не могут. Более того, часто они сами хотели бы быть другими, но не получается.
Незащищенность непроблемных детей
Некоторые психологи утверждают, что заслуга З.Фрейда уже в том (а может даже, только в том), что он выявил наличие у человека механизма психологической защиты и раскрыл его.
Создается впечатление, что данный феномен - не продукт нашего рассудка, а данность, с которым мы приходим в реальность. Более того, складывается впечатление, что природа наделяет людей способностью психологической защиты не в одинаковой степени.
Мы можем совершенствовать свой механизм сопротивления реальности, но полностью изменить его мы не в состоянии. И друг от друга в аспекте решительности, уверенности, стойкости и т. п., мы отличаемся только в формате степени эмоциональной защищенности, данной нам от природы.
Человек, наделенный природой высокой степенью психологической защищенности, сумеет реконструировать рассудком ситуацию в свою пользу так, что оставаясь в зоне эмоциональной комфортности, будет выглядеть увереннее, решительнее, чем другие. Других "достоинств", определяющих так желанных для многих личностных качеств, просто нет.
Образование выступает базовым не только в плане приобретения последующих знаний. Оно важно в отношении закладки фундамента характера человека, его позиции на всю оставшуюся жизнь.
Не стоит забывать, что школа – это дидактически адаптированный процесс социализации ребенка. В школе ребенок приобретает себя как общественного индивида.
Привычка находиться в состоянии подавленности проблемами будет часто сопровождать его в течение взрослой жизни. Или, напротив, навык преодоления сложностей выступит для него залогом успеха во многих сложных ситуациях.
При этом, ни для кого не секрет, что эти привычки формируются в большей степени окружающим социумом. Вот почему ученики, которые отличаются неподатливым характером, часто вырастают успешными людьми. Они спасаются своей невосприимчивостью к общественному мнению.
Или ученик, отличающийся чрезмерным доверием к мнению других, болезненно переживающий недовольство окружающих по отношению к себе, вырастает неуверенным и податливым человеком. Довольно часто устает от жизни, бывает не в состоянии к самоидентификации, т.е. затрудняется ответить на вопрос – кто он такой?
И таких людей немало. Они – среднестатистические "беспроблемные" ученики. Скромные мальчики и девочки. И становится страшно от осознания того, что вся их последующая жизнь зависит от незаметных для взрослых, но очень болезненных для них ситуаций.
Передовая педагогическая мысль и практика издавна осознала, что уверенность в себе каждого ученика значительно ценнее любых знаний. Сегодня, наконец, эта истина вводится в ранг обязательных требований педагогической технологии.
Как видим, у внешне не проблемных детей проблемы взаимоотношений с окружающим миром, выстраивания собственного мировосприятия намного серьезнее. Гораздо глубже, чем рисуется воображением при взгляде на спокойного рассудительного ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.