В начале 80-х годов, в силу должностных обязанностей мне пришлось участвовать в организации начальной школы в маленьком поселке, в низовьях Енисея. Инициаторами открытия этой школы были староверы -"кержаки".

Советская власть прилагала большие усилия, чтобы интегрировать староверов в государственную жизнь. Но, после неоднократных тщетных попыток, "махнула рукой".
И они жили своими сообществами, со своими правилами, как бы, в стороне от цивилизации. Однако, школу для своих детей в деревне, очень близко расположенной к местам их обитания, они решили открыть. И с этой просьбой обратились к местным властям.
Будучи председателем сельского совета, на территории которого находилась та самая деревня, в течение долгого времени я общался с "делегатами" данного сообщества староверов.
Поводом для начала разговоров стало то, что, исходя из устоявшихся исторических взглядов, я назвал их "раскольниками".
Взрослый рыжебородый мужчина ошарашил ответом, который звучал примерно так:
─ Мы - не раскольники. И никакого отношения к расколу церкви не имеем, потому как вообще не относимся к этой церкви. Мы - староверы.
На этом наш разговор мог закончиться. Кто сталкивался со староверами, тот знает, что они очень немногословны. И не стремятся кого-то убеждать в "своей правде".
Но, видимо, увидев искренность моего недоумения, он продолжил:
─ Наши предки обратились к Христу задолго до крещения Руси. Так с тех пор и живем в своей вере.
Религиоведческие подробности мировоззренческих позиций староверов для меня тогда были не принципиальны, впрочем, как и сейчас. Было интересно другое.
Как они на протяжении многих веков сохраняют единство в своих сообществах? Ведь их сообщества - это не просто совместная жизнь людей, объединенных только верой и принуждением старцев. Не сложно догадаться, что объединяющее их мировоззрение выходят далеко за рамки религиозных взглядов.
"Вот я рыжий, я таким родился",─ говорил мне рыжебородый, поясняя мне их единство ─"точно так же я родился с Богом в душе. И не могу это изменить, как и свои волосы. И остаются с нами точно такие же. Мы никого не удерживаем. Если бы удерживали, давно бы случился "раздрай". Не все рождаются такими, но они же в этом не виноваты. Теперь и живем вместе".
Меня не очень интересовали канонические основы староверов. И я не сторонник отрешения от светской цивилизации. Однако, эти беседы, наряду с другими примерами, выступают для меня подтверждением мудрости народной поговорки о "ягодах одного поля".
Определить, какого ты поля "ягодка" в обыденной жизни, и найти своих единомышленников не так уж и сложно, если немного раскинуть мозгами.
Верный путь к самоидентификации (кто я?) не начинается с определения собственного социального, или профессионального статуса. Он начинается с уважения к собственной ментальности.
Тема очень непростая и требует обширных размышлений. Но тот, кто ищет себя, возможно, почерпнет что-то полезное для себя уже из вышесказанного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.