
Это короткий, но очень яркий отпечаток от ощущения собственной значимости. Присущее почти каждому стремление к превосходству насыщается в период службы в армии в полном объеме.
Так получилось, что в армию я был призван не со своими одногодками. Можно сказать, служить пошел уже зрелым человеком. До армии уже успел поработать и директором сельской школы, и председателем сельского Совета (то, что сейчас называется "глава сельской администрации"). Поэтому оказался добрым и очень наблюдательным "дедушкой".
Надо сказать, ─ служил я не офицером. Военной кафедры в нашем институте не было. Был рядовым, потом сержантом, а звание офицера запаса получил по окончании службы. Так что, знаю службу изнутри, и мои наблюдения, полагаю, небезынтересны.
На заре своей юности, когда я постигал профессию токаря в цехе механизации, нашим наставником был пожилой человек, которого мы уважительно звали - "дядь Петя". Он часто увещевал одного из наших коллег по обучению, отличающегося самонадеянностью во взаимоотношениях.
И, в ходе воспитательного процесса, повторял одну и ту же фразу: "Научат тебя в армии в бутылку с…ь и горлышко не замарать".
До армии наш приятель не дошел, ─ посадили. А так, действительно, научили бы. И вряд ли он попал бы за колючую проволоку. Парень с нормальной натурой и дерзким характером.
Дядя Петя знал, что говорил. Если характер можно сравнить с одеждой, то армия сначала "раздевает". Вся твоя прежняя одежда, как бы, остается в прошлом.
Этот переходный период на армейском сленге называется временем "выпукивания маминых пирожков". Окружающая тебя система вещает тебе, ─ забудь, кто ты был, сегодня ты - воин. И это - не воинский статус. Это пренебрежительное обращение к тебе: "Слышь, воин, иди сюда".
Такое "причесывание" характера под армию, ─ процесс весьма болезненный. Благо, что процедура эта коллективная. В одиночку такой прессинг было бы очень трудно выдержать.
Следует уточнить. Процесс ваяния из меня солдата я прошел в том воинском подразделении, где главенствовал устав. Такое явление в армейской среде называют "уставщиной", которая противопоставляется "дедовщине".
Уставщина исключает дедовщину как деструктивное явление. В таких подразделениях "деды" есть, и они обладают непререкаемым авторитетом, но "дедовщины" нет. С дедовщиной я так же непосредственно сталкивался, но об этом - в другой раз.

Многие говорят, что начинают осознавать, что ты - в армии, в момент стрижки наголо. Я к этому, видимо, был готов. Особых ощущений не было. Лично мой процесс сознательного смирения с участью солдата начался с трусов.
Когда выдали кальсоны, не надевая их, я ждал, когда же выдадут трусы. Однако, на мой вопрошающий взгляд, прапорщик многозначительно изрек: "Усы и трусы в армии не положены".
Я знаю ─ теперь по-другому, но в 80-е годы прошлого века, было так. И надевая кальсоны на голое тело, я как-то явственно почувствовал, что с меня слетает и мой бывший социальный статус, и мое свободолюбие, и многое другое, что было в моем характере до данной минуты. Я военнослужащий, ─ и должен пребывать в этом статусе в рамках установленного времени.
Много можно говорить на эту тему. Но я часто думаю. Если бы не армия, мне было бы тяжелее выдержать разгул 90-х, когда нужно было держать себя в руках, и, сцепив зубы, терпеть. Терпеть от понимания того, что ничего пока невозможно изменить. А такие моменты в нашей жизни бывают нередко.
Способность к жизнедеятельности в весьма не комфортной обстановке, это - серьезное приобретение. И для меня, как и для многих, служба в армии стала бесплатной "школой выживания".
И сейчас так! Наша армия и в 2015 году защищает нас по-прежнему без трусов!
ОтветитьУдалитьДа! Сына призвали 21июня,выдали трусы и носки.9 была присяга поменяли на другие.До сих пор,а сегодня 25,так в одних и ходит (не стираных)Если носки на ночь стирают,то трусы не реально! Вот так все и ходят
ОтветитьУдалитьСпать под тонким одеялом в трусах сильно холоднее, нежели в исподнем, тем более в зимнем, да и в одном х/б ходить - тоже (шинелка-то при -15 надевалась). Здесь даже "деревянный" ремень греет, т.к. воздух под гимнастеркой удерживает.
ОтветитьУдалить